Страница 1 из 1

Austro-Daimler Panzerautomobil

Добавлено: Пт мар 21, 2025 11:38 am
История
Austro-Daimler Panzerautomobil, наряду с французским Charron, можно считать первыми «современными» к началу XX века бронеавтомобилями. Разработка началась в 1904 году под руководством инженера-выпускника Пауля Даймлера. Автомобиль был построен в 1905 году и имел четырёхколёсный привод, что было революционно для своего времени. Помимо полностью бронированного корпуса и полностью вращающейся башни, автомобиль имел множество элементов, которые использовались в более поздних моделях бронеавтомобилей.

11 августа 1899 года немецкий инженер Готтлиб Даймлер, уже владевший фабрикой в Германии, основал автомобильный завод в Винер-Нойштадте под названием: Österreichische Daimler Motoren Kommanditgesellschaft Bierenz Fischer und Co. Завод был создан для производства автомобилей, разработанных материнской компанией Daimler Motoren Gesellschaft из Германии. Сын Готтлиба Даймлера, дипломированный инженер Пауль Даймлер должен был стать управляющим компании в 1900 году, но из-за смерти отца и собственной болезни он приступил к работе двумя годами позже, в 1902 году.

Изображение

В 1902 году капитан Людвиг Тласкаль-Хохвелл предпринял первые попытки сконструировать полноприводный автомобиль.
Вероятно, основываясь на этом первом опыте, Пауль Даймлер начал самостоятельно разрабатывать полноприводный автомобиль примерно в марте 1903 года.

В 1904 году начался процесс проектирования бронеавтомобиля. Одним из главных конструкторов был капитан Роберт Вольф, который также сыграл большую роль в процессе моторизации австро-венгерской армии. В австрийских газетах того времени утверждается, что автомобиль был создан на основе требований, выдвинутых военно-техническим комитетом, хотя во второстепенных источниках иногда отмечается, что бронеавтомобиль был разработан по частной инициативе, что явно не соответствует действительности. В газете «Нью-Йорк дейли трибьюн» от 4 января 1905 года отмечалось: «Австрийское военное министерство только что санкционировало строительство бронеавтомобиля, специально разработанного для перевозки скорострельного орудия, установленного на поворотной платформе (…) в австрийской армии тяжёлые транспортные работы, такие как перевозка провизии, боеприпасов и тяжёлых орудий, уже выполняются с помощью автомобилей».


Austro-Daimler Panzerautomobil имел полностью закрытый бронированный корпус из никелированной стали толщиной 3 мм с закруглёнными краями. Двигатель располагался спереди в бронированном корпусе с решёткой спереди и жалюзи по бокам и сверху. Кабина экипажа располагалась за двигателем и вмещала двух членов экипажа — водителя и стрелка. Водитель мог входить через дверь с левой стороны машины, под которой была небольшая ступенька для удобства входа. В лобовой бронеплите были предусмотрены две смотровые щели, но не было боковых, поэтому обзор для водителя был ограничен.

Решением этой проблемы стало то, что водительское сиденье и рулевое управление можно было поднять. В крыше был сделан люк, и, подняв его, водитель мог высунуть голову из машины для лучшего обзора. На нескольких фотографиях в водительском отсеке можно увидеть ещё одного человека. Это не третий член экипажа, как обычно предполагают во вторичных источниках, а стрелок-наводчик, в момент, когда ему не нужно находиться в башне.

В задней части машины располагался бронированный отсек с полностью закрытой куполообразной башней. Толщина брони башни составляла 3,5 мм, и в ней было место для одного 7,7-мм пулемёта «Максим» с водяным охлаждением. В задней части корпуса располагалась дверь, через которую мог входить стрелок.

Изображение
Первые испытания возле завода.

Автомобиль был оснащён 4-цилиндровым карбюраторным двигателем Daimler объёмом 4,4 литра мощностью 30 л. с. при 1050 об/мин (по данным Шпильбергера, в других источниках упоминается 32 или 35 л. с.). Топливо подавалось в двигатель с помощью отрицательного давления, а топливных баков хватало на 10 часов езды по дороге. Мощность, вырабатываемая двигателем, передавалась на колёса через приводной вал с блокируемыми дифференциалами, в отличие от обычных на тот момент задних колёс с цепным приводом. Автомобиль оснащался 4-ступенчатой конической муфтой сцепления, обтянутой кожей.

Передние колёса с листовыми рессорами были покрыты никелированной сталью и имели диаметр 83 сантиметра. Задние колёса со спицами были сделаны из дерева, имели диаметр 92 сантиметра и были частично закрыты бронированной пластиной. На колёса были надеты сплошные резиновые шины.

Re: Austro-Daimler Panzerautomobil - первый австрийский бронеавтомобиль

Добавлено: Пт мар 21, 2025 12:01 pm
История
Выставка в Вене

Автомобиль был готов в начале ноября 1905 года. Первые испытания прошли перед зданием завода, и присутствующие были впечатлены работой полного привода и способностью преодолевать крутые уклоны с коротким разбегом. Автомобиль был предложен как Германской, так и Австро-Венгерской империям, но военное министерство Германии отклонило предложение. Предположительно, автомобиль оставался на заводе до тех пор, пока не был продемонстрирован на 6-й Венской национальной автомобильной выставке в марте 1906 года.

6-я Национальная автомобильная выставка в Вене проходила в здании Gartenbau Gesellschaft (нем. «Общество садоводов»), и Panzerautomobil должен был стать главной достопримечательностью стенда Daimler Motorengesellschaft. Однако из-за трудностей автомобиль изначально не удалось разместить в зале, и когда эрцгерцог Франц Фердинанд посетил выставку 18 марта, Panzerautomobil всё ещё находился снаружи. Технические характеристики автомобиля эрцгерцогу объяснил капитан Роберт Вольф, и эрцгерцог, казалось, остался доволен. На следующий день Panzerautomobil был установлен в зале.

20 марта выставку посетил сам император, и когда он подошёл к стенду Daimler, его сначала представили директору Бернхарду, после чего технические характеристики автомобиля объяснил ему президент Военно-технического комитета (нем. Militär-Technischen Comité) Ф. М. Л. Риттер фон Вуйх, который объяснил, что автомобиль был создан по их пожеланиям. Император внимательно осмотрел автомобиль со всех сторон, и капитан Вольф отметил, что следующий бронеавтомобиль будет вооружён двумя пулемётами. Это интересное заявление, поскольку оно поднимает вопрос о том, был ли автомобиль модифицирован после выставки или это был совершенно новый бронеавтомобиль.

Среди других знатных гостей следует упомянуть эрцгерцога Франца Сальватора, который посетил выставку 21-го числа, и эрцгерцога Фридриха, который посетил её 27-го числа. Оба были очень заинтересованы в Panzerautomobil и в том, как он работает, поэтому их обоих сопровождал капитан Вольф, который упомянул, что машина может перевозить 14 000 патронов, развивать скорость 45 км/ч с двигателем мощностью 32 л. с. и весит от 1900 до 2000 кг. При этом, он сказал Фридриху, что у другого бронеавтомобиля броня лучше и, как следствие, он будет примерно на 700 кг тяжелее. Это снова (возможно) намекает на вторую машину.

Другим офицером, посетившим выставку, был Гюнтер Бурстин. Увидев бронеавтомобиль, он осознал большой потенциал бронетехники, но также и ограниченные возможности колёсных машин на бездорожье. Он начал искать альтернативу и остановился на металлических пластинах, соединённых друг с другом и огибающих колёса. Он создал конструкцию, которую назвал Motorgeschütz. Эту конструкцию можно считать одним из предшественников танка, появившегося в 1916 году, но она так и не была построена.

Re: Austro-Daimler Panzerautomobil - первый австрийский бронеавтомобиль

Добавлено: Пт мар 21, 2025 2:08 pm
История
Изменения
В период между выставкой в Вене в марте и «Kaisermanöver» (англ. «Императорские манёвры», ежегодные военные учения) в августе-сентябре 1906 года машина претерпела значительные изменения. Самым очевидным изменением стала новая конструкция башни, которая теперь была открыта сзади, а в добавленном орудийном отсеке можно было установить второй пулемёт. Броня была утолщена до 4 мм вместо 3, а двигатель мощностью 30 л. с. был заменён на более мощный двигатель мощностью 40 л. с. Эти изменения увеличили общий вес до 3200 кг. Эти модификации серьёзно повлияли на характеристики автомобиля и вызвали много споров между исследователями.

Изображение

Автомобиль после внесения изменений в 1906 году. Наиболее заметное отличие — новая конструкция башни.
Два других автомобиля также были построены компанией Daimler.

Изображение
Почтовая открытка с изображением Panzerautomobil в цвете. Эта фотография, вероятно, была сделана во время манёвров в 1906 году.

Kaisermanöver 1906
11 апреля эрцгерцоги Фридрих и Франц Сальваторы, князь Шварценберг и несколько офицеров и генералов посетили завод Daimler в Винер-Нойштадте. Они приехали, чтобы осмотреть новые автомобили Trainwagen и Panzerautomobil и прокатиться на них. Возможно, они тестировали автомобили, чтобы решить, стоит ли использовать их во время предстоящих учений. В итоге они решили использовать их. В августе 1906 года бронеавтомобиль вместе с несколькими другими машинами прибыл в Вену, а оттуда отправился в Силезию, где должны были проходить императорские манёвры. Это было первое публичное появление бронеавтомобиля с внесёнными изменениями.

Во время манёвров автомобиль находился под командованием оберст-лейтенанта Генриха Графа Шёнфельда и был приписан ко 2-му Корпусу.
За день до начала манёвров он совершил разведывательный заезд и проехал 160 км. По его словам, полноприводный автомобиль показал себя очень хорошо. Машина также произвела впечатление на войска, и пресса, освещавшая манёвры, была в восторге, особенно когда машина вернулась из Тешена (Цешина) в Вену (это примерно 250 км) после окончания манёвров всего за два дня. В последний день манёвров, 4 августа, машину продемонстрировали императору в сопровождении эрцгерцогов Франца Фердинанда и Фридриха и командования манёврами.

В прессе того времени не сообщалось ни о каких особых событиях, поэтому следующая история либо никогда не происходила и была байкой, либо о ней умолчали:

Согласно популярной легенде, когда автомобиль показали императору Францу Иосифу и его генералам, они сидели верхом на лошадях. Одна из лошадей испугалась шума, который издавал двигатель. Лошадь попыталась убежать и сбросила генерала. Тогда император заявил, что не заинтересован в покупке автомобиля.
Помимо этого инцидента, ещё одной причиной отказа от автомобиля был консерватизм. Старая стратегия работала, новая технология ещё не зарекомендовала себя, поэтому изменения не считались необходимыми.

Следует также учитывать, что внедрение такого транспортного средства в армию потребовало бы создания новых цепочек поставок бензина, смазочных материалов и запчастей, особенно на передовую, иногда по труднопроходимой местности, а также найма новых квалифицированных механиков и членов экипажа.
Однако, учитывая, что обычные грузовики также постепенно внедрялись, ни одна из этих проблем, по-видимому, не была непреодолимой.

Re: Austro-Daimler Panzerautomobil - первый австрийский бронеавтомобиль

Добавлено: Пт мар 21, 2025 2:39 pm
История
Презентация во Франции
После того, как стало ясно, что австро-венгерская армия не заинтересована в заказе этого автомобиля, компания Austro-Daimler запросила у военного министерства разрешение на продажу автомобиля во Францию, а также на его демонстрацию в Берлине. Запрос был удовлетворён.

Почему в источниках упоминается Берлин? Это хороший вопрос и, возможно, это ошибка, так как следует указать не Берлин, а Париж, где бронеавтомобиль действительно был представлен в Гран-Пале в декабре 1906 года.

Изображение
Panzerautomobil на выставке в Гран-Пале в Париже, которая проходила с 7 по 23 декабря 1906 года.

Генеральным консулом Австро-Венгерской монархии во Франции был Эрнст Ялынек (Ernst Jillenek). Будучи представителем Daimler, во Франции он продемонстрировал французской публике автомобиль под названием Mercedes - торговая марка носящая имя его дочери. Таким образом, автомобиль стал известен во Франции как Austro Daimler Mercedes de 45 cv.

Франция была заинтересована в этом автомобиле не для того, чтобы его приобрести эксплуатировать, а для того, чтобы сравнить его с бронированным автомобилем CGV, произведённым во Франции. Таким образом, в январе 1907 года бронеавтомобиль был передан французской армии и впервые продемонстрирован военному министру Франции генералу Пикару на заводе Mercedes в Пюто. Там же присутствовали несколько экспертов, которые, казалось, были впечатлены проходимостью автомобиля по пересечённой местности. Машина также была протестирована в Форт-Мон-Валерьен, к западу от Парижа, специально выбранном из-за его пересечённой местности. Во время испытаний машина показала себя лучше, чем ожидалось.

Изображение
Panzerautomobil во время испытаний во Франции.

4 мая 1909 года Комиссия по изучению стрелкового оружия и лёгких вооружений (фр. Commision d’étude des armes portatives et de petit calibre) опубликовала отчёт, в котором содержалась информация об Austro-Daimler Panzerautomobil, а также о Charron и впечатлении генералов об этих испытаниях. В отчёте был сделан вывод, что современные бронеавтомобили ещё не пригодны для военной службы из-за их относительно низкой проходимости и высокой стоимости производства.

Re: Austro-Daimler Panzerautomobil

Добавлено: Пт мар 21, 2025 2:46 pm
История
Судьба
После испытаний во Франции автомобиль вернулся в Австрию и, скорее всего, был разобран несколько лет спустя. Иногда предполагают, что он мог использоваться в Галиции во время Первой мировой войны, но это всего лишь предположение.

Когда автомобиль впервые показали австро-венгерской прессе, она была очень оптимистично настроена и с энтузиазмом восприняла концепцию бронеавтомобиля, а в военных кругах автомобиль также встретили с большим интересом. То же самое произошло и во Франции. Несмотря на то, что автомобиль произвёл впечатление, время для бронеавтомобилей ещё не пришло.

Во время Первой мировой войны появилось множество новых моделей бронеавтомобилей, и, несмотря на их новизну, ни одна из них, похоже, не была вдохновлена внешним видом Austro-Daimler Panzerautomobil, за исключением, возможно, бельгийского бронеавтомобиля SAVA, который также имел изогнутое отделение для экипажа и куполообразную башню.